МОУ «СОШ №40 с УИОП» г. Воркуты
Воркута
  • «Психологическая подготовка к экзаменам»

    Цель: формировать объективное отношение к ЕГЭ; развивать уверенность в себе, навыки самоконтроля; способствовать снятию эмоционального напряжения и страха перед экзаменами.
    «Психологическая подготовка к экзаменам».

    «Психологическая подготовка к экзаменам»

    Цель:  формировать объективное отношение к ЕГЭ; развивать уверенность в себе, навыки самоконтроля; способствовать снятию эмоционального напряжения и страха перед экзаменами.

    Ход занятия

    1. Приветствие.
    2. Упражнение «Живая картина»

    Цель: организация совместной деятельности, снятие напряжения.

    Материал: карточки с пословицами.

    Инструкция. Группа делиться на 2 команды. Каждая команда придумывает сюжет известной пословицы или поговорки, а затем показывает их в виде пантомимы. Вторая команда должна её отгадать. Пословицы:  «Семь раз отмерь,  один раз отрежь»; «Сделал дело – гуляй смело»; «Не зная броду, не суйся в воду»; «Что посеешь, то и пожнешь»; «Куй железо, пока горячо»; «Любишь кататься – люби и саночки возить».

    Обсуждение. Поделитесь впечатлениями.

    1. Дискуссия-обсуждение притчи «Бабочка»

    Однажды проходящий по улице человек случайно увидел кокон бабочки. Он долго наблюдал, как через маленькую щель в коконе пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась все такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала всё, что могла, и ни на что другое у неё не было больше сил.

    Тогда человек решил помочь бабочке: он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были неразвитыми и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она сможет летать. Ничего не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле своё слабое тельце, свои не расправленные крылья. Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал, что усилия, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимы бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покинуть эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

    Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас.

    Я просил сил, а Бог дал мне трудности, чтобы сделать меня сильным. Я просил мудрости, а Бог дал мне проблемы для разрешения. Я просил богатства, а Бог дал мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать. Я просил возможности летать, а Бог дал мне препятствия, чтобы  их преодолевал. Я просил любви, а Бог дал мне людей, которым я мог помогать в их проблемах. Я просил благ, а Бог дал мне возможности. Я ничего не получил из того, о чём просил, но я получил всё, что было мне нужно!!!

    Обсуждение. О чем эта притча? Какие мысли возникли у вас после прослушивания притчи? А у вас всё есть для того, чтобы сдать экзамены?

    1. Упражнение  «Я хвалю себя за то, что...»

    Цель: снятие напряжения после занятия, создание позитивного настроения.

    Материал: мяч или мягкая игрушка.

    Инструкция. Выпускникам предлагается похвалить себя за что-нибудь. «Сейчас наступило время, когда хочется, чтобы больше хвалили. И у вас есть сейчас возможность похвалить себя за что хотите! Итак, продолжите фразу «Я хвалю себя за то, что...».

    Обсуждение. Трудно ли было хвалить себя? Какие чувства вы испытали при этом?

    Рефлексия.  Что принес вам первый тренинговый день? Каковы ваши впечатления от сегодняшнего занятия? Что возьмете на вооружение и будете использовать в дальнейшем?

    1. Упражнение «Десять заповедей…»

    Цель: знакомство с негативными установками, мешающими нормальной сдаче экзамена; формирование позитивного отношения к себе и веры в успех на экзаменах, развитие уверенности в своих силах, через переформулирование негативных установок в позитивные.

    Инструкция. Учащимся предлагается ознакомиться с «Десятью заповедями неудачниками», на основе которых они могли бы составить «Десять заповедей  удачника».

    « Десять заповедей  неудачника»

    - Всегда и везде жди от себя только  неприятностей.

    - Если на тебя неожиданно свалился успех, сделай все, чтоб не замечать его, убеждай себя и других, что это случайно.

    - Будь последовательным и принципиальным. Не меняй своих принципов, убеждений.

    - Выбери одно из двух – или придерживайся чужих советов, или действуй напролом.

    - Изо всех сил уклоняйся от возможности проверить себя, свои способности. Избегай трудных ситуаций.

    - Со страстью занимайся коллекционированием  своих бед и неприятностей.

    - Побольше занимайся самооправданием. Во всех случаях задавай вопрос «Кто виноват?»  и никогда «Что делать?».

    - Относись ко многому легкомысленно.

    - Рассматривай каждый неуспех как окончательное поражение, которое окажет  решающее влияние на всю дальнейшую жизнь.

    - Избегай уважения и любви к себе.

    Обсуждение. Трудно ли было переформулировать негативные установки в позитивные? Изменился ли у вас настрой к себе, к предстоящим экзаменам?

    1. Упражнение «10 слов» (работа в командах)

    Цель: создание позитивного настроя на сдачу ЕГЭ; снятие тревожности.

    Инструкция. Суть его состоит в следующем: вы по очереди говорите по одному, любому, слову. Всего нужно назвать 9 слов, которые нужно будет записать на листах бумаги, лежащих у вас на столах. Десятое слово называет психолог: ЕГЭ.

    Задача участников – написать рассказ с этими словами, не меняя порядок слов, чтобы в рассказе был смысл. Рассказ должен быть позитивный!

    Обсуждения. Понравился ли вам рассказ? Какие у вас появились мысли после прослушивания рассказов?

    1. Упражнение «Храм тишины»

    ( выполняется под спокойную, музыку для релаксации)

    Цель: снятие внутреннего напряжения.

    Для его выполнения займите удобное положение, выпрямите спину, закройте глаза. Сосредоточьтесь на своём дыхании. Воздух сначала заполняет брюшную полость, а затем Вашу грудную клетку и лёгкие. Сделайте полный вдох, затем несколько лёгких спокойных выдохов и приступайте к упражнению.

    Вообразите себя гуляющим на окраине многолюдного и шумного города… Постарайтесь ощутить, как Ваши ноги ступают по мостовой… Обратите внимание на других прохожих, выражение их лиц, фигуры… Заметьте, что некоторые выглядят встревоженными, другие спокойны и радостны… Обратите внимание на транспорт, его скорость, шум,… гудят автомобили, визжат тормоза… Может быть Вы услышите и другие звуки? Обратите внимание на витрины магазинов… булочную… цветочный магазин… Может Вы представите в толпе знакомое лицо?... Подойдите и поприветствуйте этого человека. Или может быть, Вы пройдёте мимо? Остановитесь и подумайте, что Вы чувствуете на этой шумной деловой улице? Теперь поверните за угол и прогуляйтесь по более спокойной улице. Пройдя немного, Вы заметите большое здание, отличающиеся по архитектуре от всех других. Большая вывеска гласит: «ХРАМ ТИШИНЫ». Вы понимаете, что этот храм-место, где не слышны звуки, где никогда не было произнесено ни единого звука, ни одного слова. Вы подходите и трогаете тяжёлые резные деревянные двери. Вы открываете их, входите и сразу оказываетесь, окружены полной и глубокой тишиной….

    Кода Вы захотите покинуть здание, толкните деревянные двери и выйдите на улицу. Запомните дорогу, которая ведёт к ХРАМУ ТИШИНЫ, чтобы Вы могли. Когда захотите, вновь вернуться туда.

    Обсуждение. Как Вы себя  теперь чувствуете? Удалось ли вам, что-то представить?

    Рефлексия. Что важного, интересного, полезного было для вас на этом занятии? Что удивило, оказалось неожиданным?

    Пс-ог:  Ситуация экзамена, непростая, сама по себе, усложняется еще и тем, что обычно человек, сдающий экзамен, тревожится, беспокоится, переживает. Сильное волнение и беспокойство мешают сосредоточиться, снижают внимательность. Но это состояние вполне поддается сознательному регулированию. Существуют психологические способы справиться с тревогой.

    Для снятия стресса перед экзаменом мы предлагаем использовать методы, психологической саморегуляции «Псиклир»:        

    КУЛЬТУРА МЫСЛИ. Это умение перевести энергию с негативного эмоционального возбуждения и напряжения в позитивный настрой и решение интеллектуальных задач. Эта задача из раздела управления эмоциями решается с помощью управления мышлением, вниманием и выполнения простых физических упражнений психогимнастики.

    Вначале нужно понять, что мысли, которым вы уделяете свое внимание можно и нужно выбирать.

    Есть мысли, которые активизируют ваше мышление и мысли, которые его тормозят. Первые вызывают легкий позитивный настрой, уверенность, спокойствие и создают свободу мышлению и активизируют память. Вторая группа мыслей вызывает негативные эмоции, угнетенность или гнев, негативные ожидания, заниженную самооценку или негативную оценку окружающим, сковывает мышление и память, фиксируя их на этих же мыслях, создавая ощущение безвыходности, негативные эмоции тревоги и волнения.

    Задайте себе вопрос: являются ли мои мысли продуктивными? Они как-то помогут мне приблизиться к моей цели? Или то, что я места себе не нахожу, только мешает мне сосредоточиться и принять правильное решение? Если вы придете к выводу, что ваши мысли непродуктивны, то вам необходимо будет постараться переключить свое внимание на другие, более оптимистичные рассуждения.

    Еще одна причина негативных переживаний – это страх ошибки. Он устраняется, когда вы осознаете, что ошибки - это всего лишь этап и часть пути к вашей цели, потому что вы на этом не остановитесь, ведь цель не в том, чтобы не сделать ошибок, а в том, чтобы получить результат.

    Чтобы избавиться от страха непреодолимости настоящего вспомните: для чего вы сейчас сдаете экзамен; что вы хотите получить дальше; как этот экзамен помогает вам приближаться к своей цели? Затем вспомните, что вам предстоит и дальше сдавать экзамены, например, в университете или техникуме, на работе, поддерживать своих друзей, а затем и своих детей на их экзаменах, поэтому нет смысла каждый раз так их переживать. Вспомните сколько вы уже сдали экзаменов; сколько выучили; сколько решили различных проблем и задач; что этот экзамен просто один из множества и вы с ним справитесь сейчас или позже, но сейчас вы приложите все усилия, чтобы его сдать.

    ПОЗА СИЛЫ. Голова поднята; взгляд прямой, параллельно полу; подбородок слегка поджат, чтобы сохранять позвоночник ровным с естественными физиологическими изгибами; плечи раскрыты; макушка слегка тянется вверх, приятно вытягивая позвоночник. Плечи и таз должны находиться в одной или параллельных плоскостях. Стопы стоят ровно на полу, полностью соприкасаясь с полом. Такая поза нормализует давление и дыхание,  придает уверенности в себе и энергии.

    МЕДИТАЦИЯ УСПОКОЕНИЯ УМА. Сядьте в удобную позу и сосредоточьте внимание между бровями. Позвольте мыслям течь, не мешайте им и не увлекайтесь ими, просто наблюдайте за их потоком и ничего не делайте. Когда вы концентрируете свой взгляд на точке за межбровьем останавливается поток мыслей и увеличивается спокойствие, уверенность и благополучие. Суть медитации: сохранять равновесие — не цепляться, расслабление — не удерживать, естественность — не совершать напряженных усилий.

    ПОЛНОЕ ДЫХАНИЕ. Сделайте спокойный плавный вдох носом. Пусть воздух заполняет тело в три этапа: живот, область солнечного сплетения и ребер, грудную клетку. После небольшой, естественной задержки дыхания сделайте плавный выдох в том же порядке – от живота к ключицам. Вдох по длине равен выдоху. Дышите носом, заполняя легкие на 80-85 %, не до предела, а до чувства полного дыхательного удовлетворения.

    ЙОНИ МУДРА. Примите позу для медитации и дышите медленно, ритмично и глубоко. Задержите дыхание и закройте большими пальцами уши, указательными — глаза, а средними пальцами — ноздри. Положите безымянные пальцы над, а мизинцы под губами, чтобы таким образом закрыть рот. Задержка дыхания делается естественной, на комфортное время, без голодания кислородом, так чтобы выход из задержки был плавным и не слышным, без резкого вдоха). Данное упражнение помогает быстро отключиться от раздражающих факторов, сосредоточить внимание и успокоиться, вернув энергию с внешнего восприятия внутрь тела и психики.

    МУДРА ЗНАНИЯ. Указательный палец легко соединяется с подушечкой большого пальца. Оставшиеся три пальца выпрямлены (не напряжены). Руки при этом можно расслабленными положить на колени и сосредоточить внимание на области за межбровьем. Эта мудра снимает эмоциональное напряжение, тревогу, беспокойство, меланхолию, печаль, тоску и депрессию. Улучшает мышление, активизирует память, концентрирует потенциальные возможности.

    МАССАЖ ЛИЦА И ГОЛОВЫ. Поскольку зоны, ответственные за память, располагаются в задней части нашего мозга, не стесняйтесь по чаще потирать затылок, в том числе и во время экзамена. Потрите ладони рук друг о дружку, чтобы кожа ладоней нагрелась. Закройте глаза и положите ладони рук на глаза, ощутите тепло, исходящее от кожи ладоней и расслабляющее ваши глаза.  Далее помассируйте скулы маленькими круговыми движениями от центра лица к ушам. Также полезно массировать виски начиная от верхнего века и до виска, по прямой линии в направлении роста волос и маленькими круговыми движениями.

    ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ. Избавится от лишнего адреналина помогут приседания, наклоны, ходьба, упор в стену и парту с небольшим, но эффективным напряжением. Сохраняя сидячее положение, «побегайте» ногами вперед-назад и по сторонам. Поднимая и опуская пятки, постучите ими об пол в течение пары минут. Покатайте ногами по полу цилиндрический предмет — ручка или карандаш тоже подойдут. Не вставая со стула, имитируйте ходьбу на носках, на пятках, на внутренней и внешней стороне стоп по очереди. Поглаживайте одну ногу другой — такой массаж отлично разгонит кровь.

    РЕЛАКСАЦИЯ. Попеременное напряжение/расслабление мышц тела. Необходимо попеременно напрягать в течение 5 сек. мышцы тела по очереди сверху вниз (мышц лица и головы, шеи и плеч, рук, грудной клетки, живота, ягодичных, промежности и паховой области, ног), а затем максимально расслаблять их.

    Повторите 3 раза упражнение для каждой группы мышц. Завершая упражнения, сделайте глубокий вдох, задержите дыхание и на мгновение напрягите мышцы всего тела; при выдохе абсолютно расслабьтесь. Сфокусируйтесь на рождающемся чувстве абсолютного спокойствия. Думайте о себе с любовью, культивируйте в себе доверие, любовь и принятие себя и жизни.

    Также можно в течение 10 минут  на фазах «вдох-выдох» произносить про себя фразу: «Я расслабляюсь и успокаиваюсь»: «я» - вдох; «расслабляюсь» - выдох; «и» - вдох; «успокаиваюсь» - выдох. Желательно при этом представлять себе, как на вдохе тело наполняет прохладный свежий воздух, наполненный ярким солнечным свечение, а на выдохе – теплый воздух распространяется по всему организму. Направляйте воображаемое тепло в область рук, ног, лица попеременно, помогая им все больше расслабиться. Представляйте, как тяжелеет ваше тело.

     И главное – помните, какими бы сложными не были задачи на вашем пути, они неизбежно разрешатся и приведут вас к заветной цели. Удачи и спокойствия вам!

    Мини-лекция «рекомендации по поведению до и в момент сдачи экзаменов.

    Даже если Вы будете сдавать Единый государственный экзамен не в своей школе:

    • Вас встретят доброжелательные педагоги;

    • каждый из Вас будет обеспечен рабочим местом и всеми необходимыми материалами;

    • на все организационные вопросы Вы сможете получить ответы у педагогов.

    Школьному психолог поможет Вам овладеть конкретными методами, приемами и способами саморегуляции, психотехническими упражнениями, позволяющими управлять своим эмоциональным состоянием, регулярно посещайте психологические занятия.

    1. При подготовке к экзамену:

    • Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.

    • Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.

    • Составь план занятий. Для начала определи, кто ты - «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще («немного позанимаюсь»), а какие именно разделы и темы.

    • Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.

    • Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.

    • Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.

    • Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.

    • Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на задания в части А в среднем уходит по 2 минуты на задание).

    • Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а, напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.

    • Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

    2. Накануне экзамена

    • Многие считают что, для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, «боевого» настроя. Ведь экзамен - это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.

    • В пункт сдачи экзамена ты должен явиться не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт (не свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.

    3. Во время тестирования

    • В начале тестирования вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.). Будь внимателен!!! От того, насколько внимательно ты запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!

    • В процедуре заполнения бланков возможны некоторые изменения, о которых вас обязательно проинформируют.

    • При получении результатов тестирования ты имеешь право ознакомиться с проверенной работой и, если не согласен с оценкой, можешь подать апелляцию (в течение 3 дней после объявления результата) в конфликтную комиссию.

    4.Универсальные рецепты для успешного выполнения тестирования

    • Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.

    • Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.

    • Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.

    • Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.

    • Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать очки.

    • Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном - двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).

    • Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям («первый круг»). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на этих заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить («второй круг»).

    • Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки

    Рефлексия.

    Пс-ог:  И к завершению нашего занятие выполним еще один способ снятия тревоги – аутотрениг.

    Освободите свои мыли от всего. Сядьте поудобнее. И повторяйте за мной, гипнотизируя свой мозг.

    · Я могу наслаждаться каждым днем своей жизни, даже если впереди меня ждет экзамен. Экзамен – лишь только часть моей жизни.

    · Сейчас я чувствую себя намного лучше, чем могло бы быть, если бы я не занимался саморегуляцией.

    · Я умею полностью расслабиться, а потом быстро собраться.

    · Я могу управлять своими внутренними ощущениями.

    · Я справлюсь с напряжением в любой момент, когда пожелаю.

    · Чтобы не случилось, я сделаю все от меня зависящее, чтобы достичь желаемого.

    · Я твердо уверен, что у меня все будет хорошо, и я успешно сдам экзамены.

    Пс-ог: Огромное спасибо за вашу работу! До свидания!

    Мини-лекции «Как готовиться к экзаменам»

    Тема 1. «Как готовиться к экзаменам»

    Цель: сообщить в доступной форме об эффективных способах подготовки к экзаменам.
    Время: 15 минут.

    Как подготовиться психологически
    — Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие.
    — Если очень трудно собраться с силами и с мыслями, постарайся запомнить сначала самое легкое, а потом переходи к изучению трудного материала.
    — Ежедневно выполняй упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.

    Что делать, если устали глаза? В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал и организм: ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули.
    Выполни два любых упражнения:
    — посмотри попеременно вверх-вниз (25 секунд), влево — вправо (15 секунд);
    — напиши глазами свое имя, отчество, фамилию;
    — попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 секунд), потом на листе бумаги перед собой (20 секунд);
    — нарисуй квадрат, треугольник — сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону.

    Режим дня.  Раздели день на три части:
    — готовься к экзаменам 8 часов в день;
    — занимайся спортом, гуляй на свежем воздухе, сходи на дискотеку потанцуй — 8 часов;
    — спи не менее 8 часов; если есть желание и потребность, сделай себе тихий час после обеда.

    Питание.  Питание должно быть 3–4-разовым, калорийным и богатым витаминами. Употребляй в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад. Еще один совет: перед экзаменами не следует наедаться.

    Место для занятий Организуй правильно свое рабочее пространство. Поставь на стол предметы или картинку в желтой и фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность

    Как запомнить большое количество материала Повторяй материал по вопросам. Вначале вспомни и обязательно кратко запиши все, что знаешь, и лишь затем проверь правильность дат, основных фактов. Читая учебник, выделяй главные мысли — это опорные пункты ответа. Научись составлять краткий план ответа отдельно на каждый вопрос на маленьких листочках. В последний день перед экзаменом просмотри листочки с кратким планом ответа.

    Как развивать мышление.  1. Хочешь быть умным — научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и молчать, когда нечего больше сказать.
    2. Знания невозможно приобрести без мыслительных усилий, но и само мышление невозможно без знаний.
    3. Развивать мышление — это насыщать свой ум знаниями. Источники знаний могут быть самыми разнообразными: школа, книги, телевидение, люди. Они дают информацию о предметах и явлениях, о человеке.
    4. Мышление начинается с вопросов. Все открытия сделаны благодаря вопросам «Почему?» и «Как?». Учись ставить вопросы и искать ответы на них.  

     5. Мышление активизируется тогда, когда готовые стандартные решения не дают возможности достичь желаемого результата. Поэтому для развития мышления важно формировать умение видеть предмет или явление с разных сторон, замечать новое в привычном.
    6. Способность замечать в предмете или явлении различные признаки, сравнивать между собой предметы или явления — необходимое свойство мышления.
    7. Чем большее число признаков, сторон объекта видит человек, тем более гибко и совершенно его мышление. Это умение можно тренировать в играх на сообразительность, в решении логических задач и головоломок.
    8. Мышление и речь неразрывны. Непременное условие развития мышления — свободное изложение прочитанного, участие в дискуссиях, активное использование письменной речи, пересказ другому того, что не до конца понимаешь сам.

    Некоторые закономерности запоминания. 1. Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.
    2. При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.
    3. Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу
    4. Эффективнее больше времени тратить на повторение по памяти, чем на простое многократное чтение.
    5. Если работаешь с двумя материалами — большим и поменьше, разумно начинать с большего.
    6. Во сне человек не запоминает, но и не забывает.

    Условия поддержки работоспособности. 1. Чередовать умственный и физический труд.
    2. В гимнастических упражнениях предпочтение следует отдавать кувырку, свече, стойке на голове, так как усиливается приток крови к клеткам мозга.
    3. Беречь глаза, делать перерыв каждые 20–30 минут (оторвать глаза от книги, посмотреть вдаль). 4. Минимум телевизионных передач!

    Тема 2.  «Как вести себя во время экзаменов»

    Цель: познакомить выпускников с правилами поведения до и во время экзамена.
    Время: 15 минут.

     

    Одежда должна быть спокойных тонов. Постарайтесь избегать чересчур ярких, кричащих цветовых сочетаний в одежде, слишком вызывающих деталей костюма, чтобы не спровоцировать отрицательных эмоций у людей, с которыми предстоит вступить в контакт во время экзамена. Всегда помните о чувстве меры. Ничего лишнего! А вот после экзамена — все что хотите.

    Рекомендации по поведению до и в момент экзамена

    1. За день до начала экзамена постарайся ничего не делать. Если ты чего-то не доучил, лучше не пытайся. «Перед смертью не надышишься». Отдыхай, развлекайся и постарайся забыть о предстоящем экзамене.

    2. Перед экзаменом обязательно хорошо выспись.

    3. И вот ты перед дверью класса. Успокойся! Скажи несколько раз: «Я спокоен! Я совершенно спокоен». Иди отвечать в первых рядах. Чем дольше ты не будешь заходить и оставаться в окружении переживающих одноклассников, тем больше будет нагнетаться напряжение, чувство неуверенности, страха.

    4. Приведи в порядок свои эмоции, соберись с мыслями.

    5. Смело входи в класс с уверенностью, что все получится.

    6. Сядь удобно, выпрями спину. Подумай о том, что ты выше всех, умнее, хитрее и у тебя все получится. Сосредоточься на словах «Я спокоен, я совершенно спокоен». Повтори их не спеша несколько раз. Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение. В завершение сожми кисти в кулаки.

    7. Выполни дыхательные упражнения для снятия напряжения:
    — сядь удобно,
    — глубокий вдох через нос (4–6 секунд),
    — задержка дыхания (2–3 секунды).
    8. Слушай внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать лишних вопросов об оформлении тестирования. Тебе все объяснят: как заполнить бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.

    9. Постарайся сосредоточиться и забыть об окружающих. Для тебя существуют только часы, регламентирующие время выполнения теста, и бланк с заданием. Торопись не спеша. Читай задания до конца. Спешка не должна приводить к тому, что ты поймешь задание по первым словам, а концовку придумаешь сам.

    10. Просмотри все вопросы и начни с тех, в ответах на которые ты не сомневаешься. Тогда ты успокоишься и войдешь в рабочий ритм. В любом тесте есть вопросы, ответы на которые ты прекрасно знаешь, только соберись с мыслями.

    11. Когда приступаешь к новому заданию, забудь все, что было в предыдущем, — как правило, задания в тестах не связаны друг с другом.

    12. Действуй методом исключения! Последовательно исключай те ответы, которые явно не подходят.

    13. Если ты сомневаешься в правильности ответа, тебе сложно сделать выбор. Доверься своей интуиции!

    14. Оставь время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

    15. Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Ведь тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, а для хорошей оценки достаточно одолеть 70% заданий.

    Поведение во время ответа

    Если экзаменатор — человек энергичный, то твой вялый, тихий ответ с большим количеством пауз может его разочаровать.
    Если же экзаменатор — человек спокойный, уравновешенный, ты рискуешь вызвать у него неосознанное неудовольствие слишком оживленной мимикой, жестикуляцией и громким голосом.
    Никогда не забывай о необходимости соблюдения чувства меры. Ничего лишнего!

    Тема 3. Способы снятия нервно-психического напряжения»

    Цель: познакомить с понятием «саморегуляция» и предложить эффективные способы снятия нервно-психического напряжения.
    Время: 10 минут.
    Способы снятия нервно-психологического напряжения:
    1. Релаксация — напряжение — релаксация — напряжение и т.д.
    2. Спортивные занятия.
    3. Контрастный душ.
    4. Стирка белья.
    5. Мытье посуды.
    6. Пальчиковое рисование (ложка муки, ложка воды, ложка краски). Кляксы. Потом поговорить о них.
    7. Скомкать газету и выбросить ее.
    8. Соревнование: свое напряжение вложить в комканье газетного листа, сделать этот комок как можно меньше и закинуть подальше.
    9. Газету порвать на мелкие кусочки, «еще мельче». Затем выбросить на помойку.
    10. Слепить из газеты свое настроение.
    11. Закрасить газетный разворот.
    12. Громко спеть любимую песню.
    13. Покричать то громко, то тихо.
    14. Потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и «буйную».
    15. Смотреть на горящую свечу.
    16. Вдохнуть глубоко до 10 раз.
    17. Погулять в лесу, покричать.
    18. Посчитать зубы языком с внутренней стороны.

    Тема 4.  «Как справиться со стрессом»

    Цель: осветить теоретические аспекты и рекомендовать упражнения на нейтрализацию и снятие стресса.
    Время: 15 минут.
    В литературе много пишут о причинах возникновения стрессов. Это чувство вины, утрата ценностей, ненависть к учебе и т.д.
    Многие ненавидят школу, которая становится серьезным стрессогенным фактором. Что делать? Выход следующий: меняйте стиль жизни, меняйтесь сами!
    Хочется привести слова Уолтера Рассела: «Если делать то, что вы ненавидите, из-за ненависти в организме начинают вырабатываться разрушительные токсины, и в результате этого вы начинаете страдать от хронического переутомления или заболеваете. Вам нужно любить все, что вы делаете. Или, иначе, делайте то, что можете делать с любовью. Так гласит древняя восточная мудрость. Делайте все с радостью, делайте все самым лучшим из известных вам способов. Любовь к учебе, урокам, которые вам придется выполнять, пополнит запас физических и душевных сил, спасет от утомления, от болезни, известной под названием «скука».
    Обратите внимание на состояние своего физического и психического здоровья. Физиологические признаки стресса: бессонница, головные боли, сердцебиение, боли в спине, в желудке, в сердце, несварение желудка, спазмы. Психологическими признаками стресса являются рассеянность, расстройство памяти, тревожность, плаксивость, излишнее беспокойство, беспричинные страхи, раздражительность. Это приводит к потере уверенности в себе, к возникновению различных заболеваний, психическим расстройствам и к лекарственной зависимости.

    Что делать, чтобы нейтрализовать стресс?

    Во-первых, при стрессах быстро расходуется запас витаминов в организме, особенно группы В. Многие врачи советуют принимать ежедневно витамины, но помните о передозировке. Все должно быть в меру!
    Во-вторых, очень полезны физические упражнения. Ходите в спортивный зал, делайте зарядку, танцуйте, пойте, гуляйте по городу, посещайте бассейн, баню.
    В-третьих, необходима психическая и физическая релаксация. Попробуйте следующие способы: слушайте расслабляющую музыку, смотрите на ночное небо, облака, мечтайте.
    В-четвертых, для гармоничной жизни необходима поддержка семьи, друзей. Ходите на психологические тренинги, не уклоняйтесь от семейных торжеств, знакомьтесь с новыми интересными людьми. Уделяйте внимание родителям, бабушкам и дедушкам, сестре или брату, ведь они особенно нуждаются в вашем внимании.

    Тема 5.  «Как управлять своими эмоциями»

    Цель: научить управлять эмоциями.
    Время: 10 минут.

    Как разрядить негативные эмоции? Можно разрядить свои эмоции, высказавшись в кругу друзей, которые поймут и посочувствуют.
    Если ты один, то можешь выразить свой гнев, поколотив подушку или выжимая полотенце, даже если оно сухое. Большая часть энергии гнева копится в мышцах плеч, в верхней части рук и в пальцах. Производи любые спонтанные звуки — напряжение может быть «заперто» в горле.
    Самую полноценную разрядку дают занятия каким-либо видом спорта. Поэтому настоящие спортсмены обладают не только физическим, но и душевным здоровьем.
    Благотворно действует на человека природа. Прогулка по лесу, созерцание движения реки или спокойной глади озера, лесные звуки и запахи способны вернуть душевное равновесие и работоспособность даже в самых трудных ситуациях.
    Дыхание уступами. Три-четыре коротких выдоха подряд, потом столько же коротких вдохов. Благодаря этому разбивается поток импульсов, идущих в мозг при глубоком вдохе, что очень важно при стрессе.
    Природа дала нашему мозгу отличное средство защиты от психических перегрузок — смех и плач. Смех оказывается своеобразной защитой нервной системы. Его можно рассматривать как серию коротких выдохов. Эти выдохи и дробят опасный поток импульсов. В этом упражнении соединяются целебные свойства плача и смеха.
    А сейчас выполним ряд упражнений на снятие эмоционального напряжения.
    1. Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимайте с усилием кулак. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите 5 раз. Теперь попробуйте выполнить это упражнение с закрытыми глазами, что удваивает эффект.
    2. Возьмите по два грецких ореха и совершайте ими круговые движения в каждой ладони.
    3. Слегка помассируйте кончик мизинца. . Поместите орех на ладонь ближе к мизинцу, прижмите его ладонью другой руки и делайте орехом круговые движения в течение 3 минут.

    Упражнения «Прощай, напряжение»

    Упражнение1. «Прощай, напряжение!»

    Цель: обучить снимать напряжение приемлемым способом.
    Время: 10 минут.
    Инструкция: Сейчас мы с вами посоревнуемся. Возьмите газетный лист, скомкайте его и вложите в это все свое напряжение. Закиньте подальше.
    Анализ:
    -Как вы себя чувствуете?
    -Расстались ли вы со своим напряжением?
    -Ощущения до и после упражнения.


    Упражнение 2.«Повтори за мной».

    Цель: развитие факторов, влияющих на успешность приема и передачи информации.
    Время: 15 минут.
    Инструкция: Встаньте в круг, сейчас под веселую музыку мы потанцуем, но делать это будем так: вначале каждый выполнит какое-нибудь движение, а по моему хлопку надо выполнять движение соседа справа. Если все будут внимательны, то движение каждого, пройдя по кругу, вернется к своему «автору».
    Анализ:
    -Какое у вас настроение?
    -К кому вернулось его движение?
    -Изменилось оно или нет?
    -Покажите, какое движение было первоначальным?

    Упражнение3. «Молодец!»

    Цель: формирование уверенного поведения в момент стресса.
    Время: 10 минут
    Инструкция: Вам необходимо разделиться на две группы по принципу: внешний — внутренний. А теперь я расскажу, что вы будете делать. Образуйте два круга: один внутренний, а другой внешний. Участники внешнего круга должны найти себе партнера из внутреннего, встать друг напротив друга и по моему сигналу по очереди начать говорить о своих достижениях. Тот, кто слушает, загибает пальцы и произносит фразу на каждое сказанное достижение партнера: «А это ты молодец! Раз! А это ты молодец! Два!» И так далее. Если вы думаете о себе только плохо, все равно мужественно утверждайте о себе только хорошее.
    Если кто-нибудь из вас почувствует смущение или неуверенность при выполнении этого упражнения, скажите про себя: «Я люблю себя, я уникален и неповторим! Я люблю себя, я уникален и неповторим!»
    Всякий раз, когда вам приходят в голову негативные оценки в свой адрес, вспомните о том, что вам еще нужно развиваться и развиваться и, естественно, вы пока еще не можете быть совершенны.
    По моему сигналу внутренний круг остается на месте, а участники внешнего круга делают шаг влево и меняют партнеров. Игра продолжается.
    Анализ:
    -Много ли хорошего вы вспомнили про себя?
    -Говорите ли вы иногда себе: «Это у меня хорошо получилось!»?
    -Что вы говорите о себе, если сделали грубую ошибку?
    -Почему так важно говорить хорошее о самом себе?
    -Чему вы научились у своего партнера?

    Упражнение4. «Чего я хочу достичь»

    Цель: настроить на успех, развивать актерский талант.
    Время: 15 минут.
    Инструкция: Посидите несколько мгновений в тишине и подумайте о том, чего бы вы хотели достичь? Чему вам хотелось бы научиться? Подумайте, как вы могли бы без слов, с помощью мимики и жестов, рассказать группе об этом? Задача остальных: догадаться, о чем идет речь.
    Анализ:
    Трудно ли было выбрать важную цель?
    Как вы себя чувствовали, когда рассказывали без слов о своей цели?
    Верите ли вы, что сможете достичь этой цели? Что нужно сделать для этого?
    Чему вы научились, узнав о том, к чему стремятся другие участники?
    Не слишком ли глобальны ваши цели? Или, может быть, слишком мелкие? Или как раз достижимые?

    Упражнение5. «Эксперимент»

    Цель: научить самообладанию в стрессовых условиях.
    Время: 10 минут.
    Техника проведения: каждому участнику раздаются карточки, на которых написаны тексты с хаотичным на первый взгляд набором букв, и дается задание прочитать текст.
    Инструкция: Вам необходимо за 30 секунд прочитать три последовательных отрывка:

    ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗА ЛОБХВАТИМОЮШЕЮ НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕ нестиЭТоГоСтрАшНОНаПУгаННоГоРеБЕНКаВБе ЗОПаСНОемЕсТО;

    наК ОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОтБеГ УщиХ ног

    Анализ:
    -Сразу ли вы справились с заданием?
    -Что понадобилось вам для его быстрого выполнения?
    -В чем заключается, на ваш взгляд, самообладание?
    -Как развить самообладание?

    Упражнение6. «Я хвалю себя за то, что...»

    Цель: развитие эмпатии, повышение самооценки.
    Время: 10 минут.
    Инструкция: Я вам предлагаю похвалить себя за что-нибудь. Сейчас наступило время, когда хочется, чтобы больше хвалили, но это происходит так редко. И у вас есть сейчас возможность похвалить себя за что хотите! Итак, продолжите фразу «Я хвалю себя за то, что...»
    Анализ:
    -Трудно ли было хвалить себя?
    -Какие чувства вы испытали при этом?

    Упражнение7. «Привет и комплимент в подарок»

    Цель: развитие коммуникативных умений, воображения, групповой сплоченности, сотрудничества.
    Время: 15 минут.
    Инструкция: Как только я включу музыку, вы будете передвигаться по аудитории, подходить друг к другу, устанавливать контакт глаз, здороваться, дарить комплименты, записывая их на листе тому, кому они адресованы. После выполнения упражнения каждый зачитывает все подаренные ему комплименты.
    Анализ: Трудно ли было дарить комплименты?
    Что лучше — дарить или получать?
    Ваше состояние после выполнения упражнения?

    Упражнение8. «Дорисуй и передай»

    Цель: снятие психофизического напряжения, сплочение группы.
    Время: 10 минут.
    Инструкция: Возьмите по листу белой бумаги и выберите самый приятный цвет карандаша. Как только я хлопну в ладоши, вы начнете рисовать что хотите. По хлопку передадите свой лист вместе с карандашом соседу слева, тот дорисовывает. Затем я опять хлопаю в ладоши, и лист передается дальше по кругу до тех пор, пока не вернется назад к хозяину.
    Может, кто-то из вас хочет дополнить свой рисунок, а может быть, изменить что-то в нем или нарисовать новый?
    Анализ:
    -Понравилось ли вам то, что получилось?
    -Поделитесь своими чувствами, настроением.
    -Трудно ли было поддержать тему рисунка другого человека?

    Тренинги «Экзамены – не война, с них возвращаются»

    "Мудрец"  Удобно расположитесь в кресле. Закройте глаза и представьте себе, что Вы идёте по лесной тропинке. Яркий солнечный день, пение птиц, приятные лесные запахи. Вы выходите на лесную поляну. В центре поляны стоит раскидистый дуб, которому, наверное, не меньше ста лет. У основания дерева, у его корней, сидит старый человек - мудрец. В своём воображении подойдите к нему как можно ближе. Посмотрите на лицо этого человека. Как можно подробнее представьте его облик: посмотрите в его глаза, постарайтесь понять его настроение. И когда Вы почувствуете доверие к мудрецу, постарайтесь сформулировать свой самый важный сейчас вопрос и задайте его ему. Вопрос должен быть лаконичным и точным. Сосредоточьтесь и постарайтесь услышать ответ мудреца. То, что скажет Вам старый мудрый человек в Вашем воображении - это часто то направление, в котором следует двигаться, чтобы правильно разрешить свою проблемную ситуацию.

    "Могло быть хуже" Возьмите чистый лист бумаги и для себя напишите небольшое сочинение. Кратко опишите свою рабочую или личную проблему. Причём сейчас не важно, в какой сфере Вашей жизни эта проблема находится - производственной или личной. Выберите именно актуальную для Вас проблему, которая Вас мучает, не даёт спать по ночам и которая, как Вам кажется, не имеет решения. Затем подумайте о том, какие самые страшные и непоправимые последствия дальнейшее развитие этой проблемной ситуации могло бы иметь лично для вас. Напишите для себя эти последствия. Например, Вы можете быть уволены? Или Вы можете заболеть так, что будете многие годы прикованы к постели? Что ещё самого плохого для Вас могло бы случиться? А как Вы живёте сейчас? Вы, оказывается, работаете? И довольно успешно? Кроме того, Вы чувствуете себя довольно хорошо? Оказывается, всё не так страшно? И еще можно жить и бороться. И каждый раз, когда Ваша проблема захлестывает Вас, когда Вам начинает казаться, что всё плохо и ничего уже нельзя изменить к лучшему, постарайтесь подумать о том, как могло бы быть еще хуже. А затем вернитесь в свою реальную жизнь и посмотрите на неё с оптимизмом и радостью.

      Эмоции страха и долга имеют разрушительные действия, но наравне с ними у некоторых людей могут быть эмоции вины. Учителя очень часто чувствуют себя виноватыми. Что же делать, чтобы сохранить спокойствие и контроль в этой ситуации? Понять и принять, что каждый человек имеет право на ошибку, не ошибается тот, кто ни чего не делает. Каждый человек имеет право не оправдываться за свою ошибку. Если он оправдывается, он усиливает чувство вины, неуверенности. Каждый человек имеет право не зависеть от снисхождения других людей. Каждый человек имеет право сказать себе: "Это для меня неважно". Каждый человек имеет право сохранять спокойствие в случае допущенной ошибки.

    "Убежище" Представьте себе, что у Вас есть удобное и надёжное убежище, в котором вы можете отдохнуть, когда захотите. Дорогу в это убежище знаете только Вы, никто другой Вас там не потревожит. Необязательно, чтобы это место существовало в жизни. Если у Вас нет такого убежища, придумайте его. Это может быть маленький деревенский домик в далекой деревне или небольшая квартира на окраине города, о которой никто не знает. Это может быть все, что угодно. Это может быть даже космический корабль, уносящий Вас прочь от Земли…
      Мысленно представьте себе место. Опишите находящиеся в нем вещи, которые Вам нравятся и которые создают ваше жизненное пространство. Представьте, что Вы делаете, когда отдыхаете в своем убежище. Возможно, Вы слушаете музыку, смотрите на огонь в камине, читаете, рисуете или что-то другое. Старайтесь подумать о тех занятиях, которые Вам наиболее приятны. В течение дня каждый раз, когда Вы чувствуете себя особенно уставшим и начинаете нервничать, на несколько минут представляйте себе свое убежище.

    "Внутренний луч" Сядьте в удобное кресло и закройте глаза. Представьте, что в верхней части Вашей головы возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется с верху вниз и теплым, ровным и расслабленным светом изнутри освещает Ваше лицо, шею и плечи. По мере движения луча разглаживаются складки бровей и зажимы в области губ, расслабляются мышцы лица, исчезает напряжение в области затылка, освобождаются от напряжения плечи. Внутренний луч формирует Вашу новую внешность - внешность спокойного и уверенного в себе человека, удовлетворенного собой и своей жизнью. Заканчивайте упражнение словами: "Я стал новым человеком! Молодым и здоровым! Спокойным и стабильным!"

    "Проблема" Оно направлено на снижение субъективной значимости проблемной ситуации для человека, на достижение внутреннего спокойствия и адекватного отношения к существующей проблеме. Выполняется в течение 10-15 минут. Займите удобную позу, закройте глаза. Постарайтесь представить следующие образы - картинки. Подумайте о своей проблеме, которая в последнее время волнует и мучает Вас больше всего. Кратко сформулируйте эту проблему для себя в двух-трёх словах. Представьте лицо человека, с которым Вы недавно обсуждали свою проблему. Вспомните, о чём он говорил, и что Вы ему отвечали. Воспроизведите в своём воображении обстановку комнаты, время и содержание беседы. С помощью своего воображения постарайтесь увидеть ситуацию со стороны, как будто Вы стали внешним наблюдателем. Например, Вы видите себя и вашего собеседника отражёнными в зеркале. Включите в эту картинку Ваших ближайших соседей, знакомых или родственников. Какие проблемы и нерешённые вопросы есть у них? Что их мучает, и какие препятствия им приходится преодолевать в жизни? Представьте дом, в котором Вы живёте, и людей, которые живут вместе с Вами. Когда Ваша картинка расширится и станет для Вас отчётливой, включите в неё Ваше представление о городе, в котором Вы живёте, подумайте также о всей стране, её огромных пространствах и людях, населяющих города, сёла, деревни. Расширяя своё воображение, представьте теперь всю нашу Землю с её материками, океанами и миллиардами живущих на ней людей. Двигайтесь дальше к расширению картинки: подумайте о нашей Солнечной системе - огромном пылающем Солнце и планетах, вращающихся вокруг него. Постарайтесь почувствовать бесконечность Галактики и её равнодушное "спокойствие" и даже безразличие относительно каких-то маленьких человеческих существ, населяющих Землю… Продолжая удерживать в своём воображении это переживание необъятной глубины космоса, снова подумайте о своей проблеме. Постарайтесь сформулировать её в двух- трёх словах.
    “Аукцион”     По типу аукциона предлагается как можно больше найти способов, помогающих справляться со стрессовыми ситуациями. Побеждает тот, кто смог распространить как можно больше способов.

    Методические рекомендации родителям

    Уважаемые родители!

    Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче Единого национального тестирования. Как же поддержать выпускника?

    Существуют ложные способы, так типичными для родителей для родителей способами поддержки ребенка является гиперопека, создание зависимости подростка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества со сверстниками. Подлинная поддержка должна основываться на подчеркивании способностей, возможностей положительных сторон ребенка.

    Поддерживать ребенка – значит верить в него. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать».

    Чтобы показать веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее:

    •  Забыть о прошлых неудачах ребенка,
    •  Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей,
    •  Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

    Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражение лица.

    Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

    •  Опираться на сильные стороны ребенка, •  Избегать подчеркивания промахов ребенка,
    •  Проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах,
    •  Создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку,
    •  Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи,
    •  Поддерживайте своего ребенка, демонстрируйте, что понимаете его переживания.

    Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
    Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".
     Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
     Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
     Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.
     Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
     Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
     Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
    Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
     Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
     Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
     Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на тестирование.
     Накануне тестирования обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
    Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

    • пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
    • внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
    • если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
    • если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

    И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

    • Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей.

    Как помочь своему ребёнку  подготовиться к  сдаче экзаменов

    Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание». И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся выпускные экзамены для одиннадцатиклассников. Многие юноши и девушки после небольшого перерыва снова подвергаются проверке знаний и умений – уже на вступительных экзаменах.

    Безусловно, экзамены – дело сугубо индивидуальное, выпускник или абитуриент оказывается один на один с комиссией. А родителям остается только волноваться за своего ребенка, ругать его согласно русской традиции или пытаться поддержать на расстоянии. Взрослые уже сделали все, что было в их силах.

    Замечательно, если у родителей есть возможность оплачивать занятия с репетиторами, но только этим их помощь ни в коем случае не должна ограничиваться. Именно родители могут помочь своему одинадцатикласснику наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к выпускным и вступительным испытаниям. Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов.

    Согласитесь, что каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку – умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись – вдохнуть полной грудью и идти дальше.

    • Задолго до тестирования обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки, – на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторении. Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он ил «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые – в часы спада.
    • Прочитайте список вопросов к тестированию. Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов биологии, химии или любого другого предмета, который ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы зададите вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.
    • Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.
    • Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Во-первых, ребенку будет интересно знать ваше мнение на этот счет (возможно, он даже удивится, что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще знаете, что это такое). Во-вторых, необходимо помочь ребенку понять, что доставать шпаргалку имеет смысл только тогда, когда он не знает вообще ничего. Если ему кажется, что, ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет получить отметку лучше, рисковать не стоит. В любом случае помочь человеку может только та шпаргалка, что написана его собственной рукой.
    • В выходной день, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию письменного экзамена. Например, возьмите один из вариантов вступительных задач по математике из справочника для поступающих в вузы. Договоритесь, что у него будет 3 или 4 часа, усадите за стол, свободный от лишних предметов, дайте несколько чистых листов бумаги, засеките время и объявите о начале «экзамена». Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или родственники. Остановите испытание, когда закончится время, дайте школьнику отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться?
    • Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости, - лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы одиннадцатиклассник  обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающими телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.
    • Если ваш ребенок получил оценку ниже, чем хотелось бы, или вовсе провалил вступительный экзамен, помогите ему справиться с этой бедой. Не осуждайте и не насмехайтесь над ним, вместо этого воспользуйтесь возможностью понять, в чем причина неудачи, обсудите, какие выводы можно сделать и что означает в данном случае пресловутое «не повезло».

    Семейная атмосфера выпускника в наше время является главным фактором успешной адаптации к подготовке и сдаче экзамена, к социально-психологической адаптации в новой социальной ситуации. В этой ситуации родителям, прежде всего, должно быть присуще умение владеть собой, быть ответственными, сильными, активными и в то же время тонкими и чуткими, понимать эмоциональное состояние своего ребенка, помочь ему освободиться от негативных эмоций. Родители должны помочь выпускнику в развитии позитивного представления о себе путем внимательного отношения и поощрения его деятельности, создавая благоприятную атмосферу доброжелательности.

    Помните, что недостаток положительного стимулирования и преобладания отрицательной оценки со стороны родителей в процессе подготовки выпускника к экзамену вызывает чувство внутренней незащищенности, неуверенности в себе и страха перед предстоящими испытаниями.

    Чтобы помочь своему ребенку в подготовке и сдаче тестирования, постарайтесь заранее смоделировать ситуацию испытаний вместе с ним. Для этого поговорите с выпускниками прошлого года, их родителями, посетите вуз, в котором будет поступать ваш ребенок.

    Подберите оптимальные решения ситуаций, которые могут возникнуть на экзамене, учитывая индивидуальные психологические и физиологические особенности вашего ребенка. Найти сегодня литературу по аутотренингам, саморегуляции, ауторелаксации не составит большого труда для вас. Постарайтесь сами научиться, а также научить своего ребенка приемам расслабления и саморегуляции. Проиграйте соответствующую ситуацию, в которой это умение пригодится вашему ребенку на экзамене.

    Очень важна ваша психологическая поддержка выпускнику, если он не поступит в вуз. В ситуации неуспеха выпускник остро испытывает чувство разочарования, обиды, вины за неопределенные надежды родителей. Преодолеть или существенно смягчить напряженное состояние выпускника, вызванное возникшей проблемой, обязаны родители. Необходимо вмести с ним продумать возможные способы выхода из создавшейся ситуации, не драматизируя ее. Постарайтесь сами принять и помочь принять ребенку возникшую ситуацию.

    Умение сконцентрироваться на положительном в любой ситуации поможет успокоиться, сориентироваться и найти правильное решение, снизить субьективную значимость проблемной ситуации. Не стоит идти на поводу своих страстей и эмоций, лучше попробовать снизить значимость проблемы для себя и ребенка, например, скажите: «Это для меня не так важно, как здоровье моего ребенка, как благополучие нашей семьи. Ничего страшного не произошло! Все можно исправить!».

    Жизни без проблем не бывает, поэтому у каждого человека всегда есть проблемы; решив одну проблему, человек сталкивается с другой; уходя от одних проблем, он обязательно найдет новые проблемы. Очень много можно добиться, если в своих действиях руководствоваться принципами: «Я должен», «Я могу». Человек предрекает себе успех, предпринимая действия с самоориентацией на достижение позитивного результата.

    #безопасность11

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie