Социальный педагог
Главные задачи социального педагога
• оказание социально-педагогической поддержки детям, имеющим проблемы в обучении, общении, адаптации;
• выявление ведущих проблем и ценностных ориентаций детей;
• способствование созданию благоприятного микроклимата в классном коллективе;
• способствование успешной социализации опекаемых детей и детей с ограниченными возможностями;
• развитие интереса у ребёнка к самообразованию, самовоспитанию, самореализации, развитию личностных и интеллектуальных ресурсов;
• повышение правовой грамотности учащихся;
• формирование потребности в ведении здорового образа жизни;
• оказание консультативной помощи родителям и повышение их педагогической компетентности в вопросах воспитания и решении социально-педагогических проблем ребёнка;
• ведение профилактики правонарушений, социальной защиты семьи и детства.
Направления работы
Ведущими направлениями деятельности социального педагога как профессионала является,
• исследовательская, нацеленная на выявление причин дезадаптации детей и подростков;
• профилактическая, связанная с предупреждением асоциальных поступков;
• специальная работа по адаптации и развитию детей и подростков «группы риска».
Педагог-психолог
Психологическая помощь
процесс оказания поддержки человеку в преодолении психологических трудностей, улучшении эмоционального состояния и гармонизации внутреннего мира.
Некоторые виды психологической помощи:
• Неотложная. Оказывается в ситуациях, требующих немедленного вмешательства. Например, при острых стрессовых состояниях, панических атаках, суицидальных мыслях или других кризисных ситуациях.
• Краткосрочная. Направлена на решение конкретных проблем и обычно предполагает несколько сессий.
• Долгосрочная. Подразумевает более глубокую работу с человеком и может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет. Она направлена на решение сложных и многослойных проблем, таких как хроническая депрессия, тревожные расстройства, посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) и другие серьёзные психологические состояния.
Кому оказывается психологическая помощь?
• Обучающимся
• Родителям
• Педагогам
Основные направления работы
• Консультирование и просвещение педагогов
• Консультирование и просвещение родителей
• Консультирование и просвещение школьников
Зачем нужна школе социально-психологическая служба?
Психологическая помощь в школе нужна для обеспечения психического и психологического здоровья детей школьного возраста:
• Адаптация к новой школе или классу. Специалист помогает школьнику разобраться в чувствах и эмоциях, пережить стресс и волнение, научить методам релаксации и саморегуляции, навыкам коммуникации.
• Трудности в учёбе. Психолог выявляет причины неуспеваемости и разрабатывает индивидуальную программу помощи. Это особенно важно, если у ребёнка есть особенности развития, которые требуют специального подхода.
• Сложности, связанные с поведением. Конфликты школьника со сверстниками и учителями, срывы уроков и прогулы — нередкие проблемы в подростковом возрасте. Психолог сможет развить у ученика навыки социальной адаптации и общения с окружающими.
• Эмоциональные проблемы. Специалист научит ребёнка разобраться в своих чувствах, если он испытывает тревожные и депрессивные состояния. Он даст полезные рекомендации школьнику и, при необходимости, проконсультирует родителей: расскажет, как поддержать ученика и сохранить с ним доверительные отношения.
• Профориентация. Психолог может предложить ученику пройти профориентационные тесты, а затем интерпретировать их результаты. Также специалист помогает школьникам определиться с поступлением в один из профильных классов.
• Групповые занятия. Школьный психолог проводит развивающие тренинги и классные часы на определённые темы: например, о психологической готовности к экзаменам или об умении корректно общаться и заводить знакомства.