
1. Упражнение «Дерево семейных ценностей»
Ход занятия
1. Организационный момент.
Добрый день, ребята! Сегодня мы поработаем вместе! Давайте улыбнемся друг другу, настоимся на хороший результат, покажем, на что мы способны!
Вы любите путешествовать?
На чем можно отправиться в путешествие?
Сегодня мы отправимся в путешествие на корабле. Это непростой корабль, а корабль мечты, который поможет нам отправиться в будущее. (Плакат с изображением парусного судна на доске).
- У каждого человека есть безусловные ценности, то есть то, что при любых обстоятельствах он будет хранить, защищать, отстаивать. И мы отправляемся в путешествие не просто так, а за определёнными ценностями, сокровищами.
Как думаете, какой же будет тема нашего занятия? В этом нам поможет ребус.
Отгадайте, что он означает.
В разные времена у разных народов ценности могут быть разными, но есть одна ценность, которая значима для любого народа в любое время. Это семья. Ученые считают, что человек стал настоящим человеком, когда сформировалась семья. Именно в семье человек получает любовь и заботу, первые уроки доброты и ответственности, именно семья становится для человека, потерявшего себя, опорой и надеждой на возрождение. И 2024 год объявлен нашим президентом годом семьи.
Сегодня наше путешествие посвящено СЕМЬЕ.
Пока вы еще не достигли возраста, который позволяет путешествовать самостоятельно, поэтому в путешествие мы возьмем и ваших родителей.
У вас было небольшое домашнее задание: подготовить фотографии, на которых изображена ваша семья. Все готовы? За каждое выполненное задание вы будете размещать свои семейные фотографии на корабле. Давайте действовать слаженно и активно, быть крепкой командой, чтобы успеть разместить все семьи на палубе.
А теперь познакомимся поближе.
Познакомимся с составом семей учащихся
Встаньте, у кого многодетная семья.
Встаньте, у кого есть бабушки и дедушки?
У кого есть двоюродные братья и сестры
У кого дядя и тетя живут в одном городе?
У кого есть старшие братья и сестры ?
Предлагаю немного поиграть. Готовы?
Ни один корабль не отправится в плавание без команды и капитана, но команда должна быть дружной, активной, сплоченной. Вы- такая команда?
Для начала давайте проверим, насколько вы организованны и можете работать сообща. Выберете себе капитана!
Итак отплываем!
2. Основная часть. Разминка
Справа по борту Остров Пословиц. У местных жителей случилась беда: подул сильный ветер, все пословицы рассыпались. В наших силах им помочь?
ЗАДАНИЕ 1
- Очень хочется узнать ваше мнение «Что такое семья». У каждого свое представление о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас?
Задаю вопрос по очереди.
• Если семья — это здание, то какое?
• Если семья — это цвет, то какой?
• Если семья — это музыка, то какая?
• Если семья — это геометрическая фигура, то какая?
• Если семья — это настроение, то какое?
ФОТО НА КОРАБЛЬ
Продолжаем наше путешествие.
Слева по борту Остров Ассоциаций (спросить, что такое ассоциации; привести пример)
ЗАДАНИЕ 2
Знаете ли вы пословицы о семье?
Закончите пословицы о семье.
(распечатанные на листе а4)
Где любовь да совет, там и горя … нет
Где мир и лад, не нужен и … клад
В гостях хорошо, а дома … лучше
В своём доме и стены … помогают
В семье разлад, так и дому … не рад
Доброе братство лучше … богатство
Лучший клад, когда в семье … лад
Вся семья вместе,так и душа …на месте
С заданием справились прекрасно!
ФОТО НА КОРАБЛЬ
Прямо по курсу Пристань Орлят России, ребята готовятся к празднику, но у них не все получается. Давайте поможем сделать их праздник ярким и незабываемым.
ЗАДАНИЕ 3
В каждой семье есть свои традиции. Во всех семьях празднуют дни рождения, встречают Новый год, Рождество и так далее. И у каждой семьи есть свои кулинарные традиции: это любимые блюда, которые отражают историю и культуру семьи, готовят на праздник. Какие блюда готовят на праздники в ваших семьях?
Поработаем в подгруппах. Разбейтесь на 2 команды.(Листок и ручка)
Я раздам карточки, а вы будете определять правильную последовательность действий при приготовлении блюд. (Карточки из орлятской игры)
ФОТО НА КОРАБЛЬ
Наше путешествие продолжается.
Справа по курсу Остров Капитанов
ЗАДАНИЕ 4
Игра капитана «И в шутку и всерьез» (команда помогает)
Небольшой блиц-опрос. Если капитан не может ответить на вопрос, он просит помощи команды. Картинки на доске или на столе.
1. Какое выражение стало символом большой семьи:
а) Трое в лодке;
б) Четверо за компьютером;
в) Пятеро в ванной;
г) Семеро по лавкам.
2. Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам,
«33 родных сестрицы». Что это за семья? (Алфавит)
3. Цветок – символ семьи, любви и верности. (Ромашка)
4. О какой русской игрушке эта цитата: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несёт в себе идею единства»?(Матрешка)
5. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери? («Яблоко от яблони недалеко падает»)
7. Как называют детей, родившихся у матери в один день? (Близнецы)
8. Назовите по-другому маму мамы. (Бабушка)
9. Назовите маму и папу одним словом. (Родители)
ФОТО НА КОРАБЛЬ
Наше путешествие продолжается.
Впереди показался какой-то остров. Давайте заглянем туда. Это же Остров детства. Почему у его жителей такие печальные лица? Давайте узнаем , что случилось? Давайте узнаем, о чем думают жители этого острова.
ЗАДАНИЕ 5
ВИДЕО
- Это когда все вместе – мама, папа, бабушка, дедушка. (семья)
–Самый нежный, самый добрый, самый любимый человек для всех людей на Земле (мама)
– Место, где все собираются вместе. (дом)
- Это такое маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот, но его всё равно любят. (ребенок)
– В семье это самое дорогое, ее берегут, передают из поколения в поколение (семейные традиции)
- Она вяжет всем носки и печет самые замечательные пирожки и булочки. (бабушка)
ФОТО НА КОРАБЛЬ
Продолжаем путешествие.
Мы подплываем к материку театра!
Здесь каждый из вас может попробовать себя в роли актёра!
Ваша задача прочитать стихотворение «Наша Таня» в разных жанрах.
1.Комедия
2.Трагедия, драма
3. Ужасы
ФОТО НА КОРАБЛЬ
Теперь все семьи на корабле!
- Помните, ребята, какой бы век ни стоял на Земле, есть нерушимые ценности, которые мы должны беречь. Первое – это наша семья. Берегите своих родных, будьте внимательны, заботливы. Весь наш мир проходит в семье, пусть он будет красочным, интересным и светлым.
- Ребята, как вы думаете, можно ваш класс назвать семьёй? (ученики: высказывают свои мнения).
- Верно, ваш класс можно назвать семьёй. С самого первого дня в вашем классе сплачивается ваш маленький, дружный коллектив, который становится большой и крепкой семьей. Вместе вы узнаёте что-то новое, радуетесь вместе победам и огорчаетесь из-за неудач.
3 Подведение итогов.
Наше путешествие подходит к концу.
Для чего мы отправлялись в это путешествие? Чтобы найти…
В самом его начале я говорила о том, что мы отправляемся за сокровищами. Вы поняли, о каком сокровище идет речь? Давайте попробуем сделать вывод , что же является самым главным сокровищем для всех нас? (СЕМЬЯ)
Вам понравилось наше путешествие?
Что вам понравилось больше всего? Что было сложным? Что показалось самым лёгким?
Мне тоже очень понравилось с вами работать. Как бы хорошо нам не было вместе, мы должны подвести итоги нашего путешествия.
Вы проделали хорошую работу сегодня, выстояли во всех испытаниях. Скоро в вашей классной семье будет один из важнейших праздников: выпуск из начальной школы. И ваша команда- семья отправится в долгое путешествие, с 5 по 9 класс. Пусть же ваша команда-семья всегда будет сплоченной, организованной, дружной, как сегодня! Пусть вас ведет ваш капитан, не сбиваясь с курса и не предавая традиций и обычаев, которые сформировались за эти 4 года учебы. И всегда в этом вам будут помогать ваши родители!