МОУ «СОШ №40 с УИОП» г. Воркуты
Воркута
  • «Россия — мои горизонты»

    «РОССИЯ — МОИ ГОРИЗОНТЫ» — ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ («БИЛЕТ В БУДУЩЕЕ») С сентября 2023 года во всех российских школах внедряется единая модель профориентации «Россия — мои горизонты» — она же «Билет в будущее». Занятия в рамках внеурочной деятельности будут проходить по четвергам в 6-11 классах. Курс внеурочной деятельности нацелен на формирование у школьников готовности к профессиональному самоопределению, ознакомление их с миром профессий и федеральным и региональным рынками труда.
    «Россия — мои горизонты».

    Содержание:

    ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА «РОССИЯ — МОИ ГОРИЗОНТЫ» («БИЛЕТ В БУДУЩЕЕ»)

    • популяризация культуры труда, связь выбора профессии с персональным счастьем и развитием экономики страны;
    • формирование представлений о развитии и достижениях страны, знакомство с отраслями экономики;
    • знакомство с миром профессий, профессиональными навыками и качествами, системой профессионального образования в стране;
    • создание обучающимся равных условий для самоопределения, карьерной навигации и профессионального развития с учетом персональных интересов и мотивов на благо процветания и благополучия страны.

    Основная цель: формирование готовности к профессиональному самоопределению обучающихся 6–11 классов общеобразовательных организаций.

    Задачи курса:

    • содействие профессиональному самоопределению обучающихся;
    • формирование рекомендаций для обучающихся по построению индивидуальной образовательно-профессиональной траектории в зависимости от уровня осознанности, интересов, способностей, доступных им возможностей;
    • информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе профессионального образования;
    • формирование у обучающихся навыков и умений карьерной грамотности и других компетенций, необходимых для осуществления всех этапов карьерной самонавигации;
    • формирование ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.

    Описание профориентационных мероприятий

    Профориентационный урок

              Профориентационные уроки ориентированы на разные возрастные группы обучающихся с 6 по 11 класс, для каждого класса они разрабатываются с учетом возрастных норм и актуальности профориентационных задач, стоящих перед обучающимися. Так, при работе с 6-7 классами актуальнее всего - представить широкий контекст профессионального выбора, рассказать о значимости труда в жизни человека и способах профессионального выбора, рассмотреть предпрофильные направления обучения, возможности ДО, темы проектных работ. В 8-9 классах стоит обратить внимание на выбор уровня профессионального образования, содержание основных и востребованных профессий. В 10-11 классах среди важных для рассмотрения тем - выбор направления профессионального обучения и соответствующих предметов для вступительных испытаний, особенности поступления в образовательные организации ВО и профессиональный образовательные организации, старт профессиональной карьеры.

            Рекомендуемая продолжительность урока - не менее 45 минут. В каждый урок встраиваются интерактивные элементы: вопросы по теме урока, тестирование/опрос с целью организации взаимодействия педагога-навигатора с обучающимися. Во время урока школьники имеют возможность решить в классе и/или в качестве домашнего задания профориентационные упражнения.

    Профориентационная онлайн-диагностика

    Онлайн-диагностика проводится по методике, позволяющей оценить интересы обучающегося, и на этой основе рекомендовать профиль обучения и профессиональные группы. Оценка профессиональных склонностей и соответствующей профильной направленности проводится в шести возрастных группах: для каждого из классов с 6 по 11

    После получения результатов диагностики необходимо проведение групповой консультации (допускается использование формата видеоконсультации). В зависимости от возраста и стоящих перед обучающимися профориентационных задач, методики диагностики в проекте "Билет в будущее" отличаются в отношении рекомендаций, которые даются в отчете по итогам тестирования.

    Общая структура методики диагностики проекта "Билет в будущее"

    По итогам тестирования на Платформе автоматически формируется индивидуальный отчет для обучающегося, содержащий следующую информацию:

    - графическое представление результатов с описанием профессиональных склонностей (шкальный профиль, стандартизированные баллы);

    - рекомендации по выбору профиля обучения и профессиональных направлений;

    - текстовые описания рекомендованных профилей обучения и рекомендуемых профессиональных направлений, представленных в тесте;

    - дополнительные рекомендации по итогам тестирования: выбор уровня образования (8-9 классы), перечень рекомендуемых учебных предметов для сдачи ЕГЭ в рамках каждого профиля обучения (10-11 классы).

               По итогам профориентационной диагностики на Платформе автоматически создаются две формы отчета: для обучающегося и родителя/законного представителя и общий отчет для школы, в котором представлена статистика по обучающимся (распределение интересов по профессиональным направлениям и профилям обучения, профессиональные предпочтения и т.д.).

    Версии методики для онлайн-диагностики в проекте "Билет в будущее"

            Основной акцент для 6-7 классов - помощь в выборе направлений предпрофильного обучения и программ углубленного изучения отдельных предметов.

            Основной акцент для 8-9 классов - выбор профиля обучения, уровня обучения и профессионального направления.

           Основной акцент для 10-11 классов - выбор профиля дальнейшего обучения, профильных предметов для сдачи ЕГЭ, профессиональных направлений.

            Для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью используются адаптированные методики для 6-7, 8-9 и 10-11 классов по следующим 11 нозологическим группам: нарушение зрения (слепые и слабовидящие); нарушение слуха (глухие и слабослышащие, позднооглохшие); нарушение опорно-двигательного аппарата (мобильные и маломобильные); общие заболевания (нарушение дыхательной, пищеварительной, эндокринной, сердечно-сосудистой системы и т.д.), задержка психического развития (легкая степень); тяжелое недоразвитие речи; расстройства аутистического спектра, интеллектуальные нарушения (легкая степень).

    Рефлексивное занятие (для участников проекта "Билет в будущее")

            Содержание занятия предполагает подробный разбор и обсуждение персональных рекомендаций по итогам участия обучающихся в профориентационных мероприятиях. Основа персональных рекомендаций формируется из результатов онлайн-диагностики, рефлексивных оценок обучающихся и мероприятий по профессиональному выбору. Урок направлен в т.ч. и на умение ставить и корректировать цели - стратегические и тактические. Стратегические цели - это цели, связанные с долгосрочной перспективой (профессиями, отраслями, местом приложения трудовых усилий, образом жизни). Тактические цели - это цели, связанные с краткосрочной перспективой, которые позволяют прийти к стратегическим целям (т.е. касаются профилей обучения в школе, форм и содержания ДО, проектной деятельности и т.д.).

    Целями и задачами урока являются:

    - разбор и обсуждение персональных рекомендаций (по возрастным группам);

    - разбор и обсуждение полученного опыта по итогам профессиональных проб и мероприятий;

    - постановка образовательных и карьерных целей (стратегических и тактических);

    - формирование планов образовательных шагов и формулирование траектории развития (последовательность реализации).

    В зависимости от целевой группы, в рамках урока делается акцент на значимых разделах рекомендаций.

    Результаты проведения урока:

    - обучающиеся понимают и ориентируются в полученных персональных рекомендациях;

    - обучающиеся выбирают приоритетные направления развития (из тех, которые подходят их возрастной группе).

    Проектная деятельность обучающихся

    Организация проектной деятельности обучающихся в соответствии с результатами и рекомендациями профориентационной диагностики, с учетом выбранных обучающимися профессиональных направлений или профиля обучения.

    Экскурсии

    - посещение профессиональных образовательных организаций, организаций ВО и работодателей региона с учетом профессиональных склонностей обучающихся, выявленных в результате диагностики;

    - экскурсии в профессиональные образовательные организации и организации ВО, что является возможностью познакомить обучающихся с направлениями подготовки и программами обучения; с профессиональными задачами специалистов, с преподавателями; обсудить востребованность будущих выпускников;

    - экскурсии в компании или предприятия, что является возможностью познакомить обучающихся с подробностями ежедневной профессиональной деятельности конкретных специалистов, погрузить их в профессиональный контекст, "примерить" эти профессии на себя, тем самым активизируя собственные размышления обучающихся, необходимые для совершения профессионального выбора.

    Мультимедийные выставки

    Мультимедийная выставка - это специально организованная постоянно действующая экспозиция на открытых площадках (например, на базе исторических парков "Россия - моя история").

    Выставка "Лаборатория будущего" для участников проекта "Билет в будущее"

    Аудитория - обучающиеся 6-11 классов.

    Формат посещения - групповой (классами).

    Задачи выставки:

    - знакомство обучающихся с рынком труда, с различными отраслями и профессиями, с многообразием вариантов профессионального выбора;

    - вовлечение, рост мотивации к совершению профессионального выбора;

    - помощь школьникам в понимании, в каком направлении они хотят развиваться дальше.

              Направления выставки соотносятся с базовыми профессиональными профилями и основными видами экономической деятельности, суммарно охватывая более 90% рынка труда РФ. Представлены следующие направления: здоровая, комфортная, умная, безопасная, индустриальная, социальная, деловая, креативная и аграрная среды

            Структура выставки. Выставка предполагает разделение залов по направлениям (один зал - одно направление). Таким образом, оформление и содержание выставки включает в себя: 1 вводный зал; 9 тематических залов по направлениям; 1 финальный зал для подведения итогов посещения; несколько "проходных" залов (не несущих содержательной нагрузки, но визуально поддерживающих атмосферу выставки); их количество может меняться в зависимости от региона).

             Внутри каждого направления присутствуют не менее четырех отраслей (например, в "Здоровую среду" могут входить "Медицина", "Фармакология", "Биотехнологии", "Экология").

    Профессиональные пробы

           Данные мероприятия реализуются на базе образовательных организаций, в т.ч. осуществляющих профессиональную подготовку (профессиональные образовательные организации и организации ВО), организаций ДО и на базе компаний-работодателей.

    Для проведения профпроб возможны два формата:

    - организация выездной площадки (очный формат) в организациях СПО, ВО и ДО, центрах опережающей профессиональной подготовки и т.п.;

    - онлайн-формат, реализуемый через сеть Интернет для совместной работы: профессиональные пробы на основе Платформы, вебинар-площадки, сервисы видеоконференций, чат и т.п.

    Профпроба может быть реализована на двух уровнях:

    - моделирующем, когда профессиональная проба предлагается участнику через модель деятельности. Модель может быть виртуальной (компьютерной), работой на тренажере, игровой (деловая игра и т.п.), реализованной через решение реальной профессиональной задачи (кейса);

    - практическом, который предполагает реальную деятельность в профессиональном направлении. Достижение профессионального результата возможно с использованием  средств труда, и в условиях, характерных для данного профессионального направления.

           Профессиональные пробы осуществляются в соответствии с Трудовым кодексом РФ. При составлении профессиональной пробы, которая моделирует элементы конкретного вида профессиональной деятельности, учитываются возрастные особенности обучающихся.

          Профессиональная проба является средством актуализации профессионального самоопределения обучающегося. Такой подход ориентирован на расширение границ понимания профессиональных функций и приобретение обучающимися специфического опыта профессиональной деятельности. Одной из основных характеристик данного процесса является преобладание познавательного эффекта, в то время как формирование профессиональных знаний, умений и навыков играет вспомогательную роль и служит средством диагностики индивидуальных качеств, инструментарием к познанию сфер профессиональной деятельности.

    Особенностями профессиональной пробы являются16:

    - диагностический характер, т.е. на каждом этапе профессиональной пробы осуществляется диагностика общих и специальных профессионально важных качеств;

    - получение завершенного продукта деятельности (изделия, узла, решения кейса), выполнение функциональных обязанностей профессионала как результат каждого этапа и итога профессиональной пробы;

    - формирование у обучающегося в процессе выполнения пробы целостного представления о конкретной профессии, группе родственных профессий, сферы, их включающей;

    - развивающий характер профессиональной пробы, направленный на интересы, склонности, способности, профессионально важные качества личности обучающегося, достигаемый за счет постепенного усложнения выполнения практических заданий профессиональной пробы в соответствии с уровнем подготовленности обучающегося к ее выполнению, внесения в содержание пробы элементов творчества и самостоятельности;

    - системообразующая функция при формировании готовности обучающегося к выбору профессии: она интегрирует его знания о мире профессий в рамках данной сферы, психологических особенностях деятельности профессионала и создает условия для практической проверки собственных индивидуально-психологических качеств, отношения к сфере профессиональной деятельности.

    По итогам выполнения профессиональных проб обучающийся должен знать:

    - содержание и характер труда в данной сфере деятельности, требования, предъявляемые к личности и профессиональным качествам;

    - общие теоретические сведения, связанные с характером выполняемой пробы;

    - технологию выполнения профессиональной пробы;

    - правила безопасности труда, санитарии, гигиены;

    - инструменты, материалы, оборудование и правила их использования на примере практической пробы.

              Также он должен уметь соотносить свои индивидуальные особенности с профессиональными требованиями.

             Решение реальных профессиональных задач (кейсов) от работодателей - это форма реализации профессиональных проб, при которой работодатели создают для обучающихся задачи (кейсы), актуальные для своей отрасли. Обучающиеся (в команде или индивидуально) выбирают кейс и готовят по нему решение, которое в дальнейшем рассматривается на конкурсе. Таким образом, у обучающихся появляется возможность познакомиться с актуальными задачами работодателей, а у работодателей - увидеть возможные новаторские решения своих задач.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie