Мошенничество
Схемы мошенничеств и краж:
24,5 % – звонок сотрудника банка, Росфинмониторинга, сайта «Госуслуги», правоохранительных органов с информацией:
- о подозрительных поступлениях и переводах денежных средств по счетам;
- пресечение несанкционированного оформления кредита;
- предложение помочь правоохранительным органам выявить мошенников в банковской организации путем оформления «встречного кредита» (зеркальная заявка) и перемещения средств на «защищенный» счет (ячейку);
17,7 % – оплата или внесение предоплаты при совершении сделки по приобретению товаров на сайтах «Авито», «Юла», в социальной сети «ВКонтакте» и др., в том числе путем установки подозрительных приложений или переход по ссылкам на непроверенный или фишинговый ресурс с последующим вводом данных кредитных карт (счетов);
10,3 % – инвестиции, приобретение криптовалюты, акций и др. (в данном случае часто виртуально показывается рост доходности, предлагаются бонусы за дополнительное вложение средств и привлечение других «инвесторов», при попытке вывести вложенные средства предлагается оплатить «страховку» и т.д.);
7 % – кредитование в микрофинансовых организациях;
4,1 % – оплата услуг (Бла-Бла-Кар, интим-услуг и т.д.);
3,8 % – взлом аккаунтов социальных сетей и мессенджеров с последующим обращением за финансовой помощью;
1,1% – «родственник попал в беду».
«Новации» схем мошенничества:
Мошенник представляется сотрудником оператора мобильной связи и предлагает продлить договор предоставления услуг связи (варианты – изменить тариф, вернуть «старый номер» и т.д.). Убедив потерпевшего сообщить код, поступивший в СМС-сообщении, мошенник получает доступ в его личный кабинет веб-банкинга либо на ресурс «Госуслуги», с последующим отключением абонента от данных ресурсов и хищением денежных средств или персональных данных.
Предложение пройти флюорографию за счет медицинской страховки либо в дистанционном режиме продлить полис ОМС. Предложив выбрать клинику, для подтверждения записи предлагают сообщить поступивший код из СМС-сообщения.
Мошенники, используя базу данных неиспользуемых номеров абонентов мобильной связи, проверяют наличие не отключенных кабинетов веб-банкинга, в последующем похищая денежные средства или используя эти кабинеты для дроппер-переводов.
Использование чатов жильцов многоквартирных домов для «продажи» парковочных мест, излишков строительных материалов, бытовой техники, мебели по привлекательным ценам или предложение услуг по ремонту квартир. После получения предоплаты продавец исчезает из чата.
Под видом налоговиков мошенники сообщают, что видят не учтенные при расчете налога суммы, поступавшие на банковский счет, и сообщают о необходимости пройти сверку налоговых платежей, якобы соответствующий документ уже был направлен налогоплательщику, предлагают ознакомиться. Документ, о котором говорят аферисты, не отображается в приложении «Мой налог» или в личном кабинете Федеральной налоговой службы. Тогда мошенники сообщают, что ресурс ФНС и портал «Госуслуги» рассинхронизировались, а для восстановления работы нужно назвать код из смс-сообщения.
От имени IT-компаний киберпреступники публикуют (как правило, в телеграм-канале) предложения о работе на удалёнке. Если пользователь отзывается на подобное предложение, лже-представитель компании начинает запрашивать у потенциального работника его персональные данные, после чего старается привязать к личному кабинету в онлайн-банке якобы телефонный номер корпоративной SIM-карты.
От псевдо-работников «Почты России» или же каких-то других почтовых служб поступает телефонный звонок с информацией о том, что человеку якобы поступила посылка из-за рубежа, за которую требуется перечислить таможенный сбор. В этом случае многие граждане сообщают мошенникам, что они никакой посылки из-за рубежа не заказывали и не ждали. Тогда аферисты сообщают, что для отмены посылки и для того, чтобы не платить таможенный сбор, необходимо продиктовать код из СМС-сообщения, который придёт на телефонный номер абонента.
Звонок пожилым людям от псевдо-работников Социального фонда России (СФР). Они сообщают, что размер текущей пенсии можно существенно увеличить, так как обнаружен неучтенный трудовой стаж. Поверивших в легенду приглашают «на консультацию» в Многофункциональный центр или отделение СФР для решения вопроса. Для записи на прием человек должен сообщить данные паспорта, СНИЛС, ИНН и озвучить код из СМС-сообщения.
Мошенники используют детей для хищения денежных средств родителей. Пример: ребенок участвует в дистанционных онлайн играх. Ему поступает предложение приобрести время для продолжения игры, виртуальные предметы или способности героя и т.д. Не имея собственных средств, ребенок по указке мошенника сообщает данные банковских карточек родителей.
Мошенники чутко реагируют на происходящие в стране и мире события, учитывают сезонные факторы.
Аферисты связываются со школьниками, сдающими ЕГЭ, от имени наблюдателей пунктов проведения экзаменов через мессенджеры. В ходе разговора они запугивают подростков тем, что те якобы были замечены за списыванием во время написания работ, и предлагают им оплатить штраф, перейдя по ссылке.
Мошенники начали создавать в мессенджере «Telegram» специальные туристические чаты, которые представляют собой небольшие тематические сообщества по разным странам, курортам или даже отелям. В таких чатах преступники представляются обычными туристами, которые якобы ищут попутчиков, или же гидами, которые приглашают на экскурсию в популярных туристических местах.
После этого схема обмана может быть разной. Например, злоумышленники могут потребовать внести предоплату за услугу, после чего пропадают с полученными денежными средствами. Или же предлагают зарегистрироваться на специальном сайте для поездки и ввести там свои персональные и платёжные данные.
Для продвижения мошеннических схем злоумышленники часто придумывают несуществующие государственные организации, обещающие гражданам социальные выплаты или другие услуги. Например, единый Компенсационный Центр Возврата Невыплаченных Денежных Средств (или ЕКЦ ВНДС), Департамент брокерских взысканий, Департамент арестованных счетов, Мосгосуслуги или Департамент поведенческого надзора, которые предлагают якобы найти себя в базе пострадавших от финансовых мошенников.
Напоминаем! Все служебные коммуникации с учреждениями, работниками учреждений и обучающимися и их родителями (законными представителями) безопасно могут быть организованы исключительно с использованием информационно-коммуникационной платформы «Сферум» и ВК Мессенджер, так как каждая учетная запись на этой платформе подтверждается администраторами организаций, исключая возможность подмены аккаунтов.